Направления и перспективы развития Интернета вещей

Концепция Интернета вещей сформулирована в 1999 году как осмысление перспектив широкого применения средств радиочастотной идентификации для взаимодействия физических предметов между собой и с внешним окружением.
Благодаря повсеместному распространению беспроводных сетей, появлению облачных вычислений и развитию технологий межмашинного взаимодействия, начиная с 2010-х годов, данная концепция начинает активно развиваться и наряду с большими данными (Big Data), облачными вычислениями и сетями мобильной связи 5-го поколения (5G) является одним из наиболее перспективных направлений развития информационных и телекоммуникационных технологий ближайших лет. При этом все вышеперечисленные направления тесно связаны между собой: технология машинного обучения (как основная составляющая общей идеологии Big Data) – это то, что способно превратить данные, собранные с различных датчиков и сенсоров, в информацию, а сети мобильной связи 5G будут являться ключевым транспортным ресурсом для связи тех самых устройств из мира «Интернета вещей».
Интернет вещей является критическим элементом цифровой трансформации бизнеса. IoT может играть ключевую роль в цифровом бизнесе, в том числе в качестве средства преобразования продуктов и услуг. Например, некоторые производители стремятся преобразовать свою бизнес-модель и перейти от продажи оборудования к взиманию платы за использование оборудования, объем которого определяется встроенным IoT. Другие производители обращаются к IoT для автоматической идентификации клиентов и их предпочтений, интеллектуального обслуживания клиентов, оптимизации операционной деятельности и т.д. Выгода от использования Интернета вещей может быть реализована как в случае применения внутри компании, например, для повышения безопасности сотрудников в опасных производственных условиях, так и ориентироваться на внешние факторы, такие как улучшение результатов лечения пациентов в условиях неотложной помощи. На Рис. 2 изображена базовая структура преимуществ в зависимости от того, являются ли они в основном внутренними или внешними.

Рис. 2:

Преимущества «Интернета вещей»: Gartner, October 2016

(преимущества «Интернета вещей»: Gartner, October 2016)

Возможности применения «Интернета вещей» необычайно широки. Фактически, по мере усложнения машин, вещи могут действовать от имени своих владельцев и пользователей. Это приводит к тенденции, которую Gartner называет «вещи как клиенты». Ваш следующий заказ, по сути, может исходить от «вещи», которая идентифицирует потребность в большем количестве расходных материалов для удовлетворения потребностей и желаний клиента. Это трансформация, а не поэтапное развитие.