Изменения законодательства РФ в области телекоммуникаций в 2018 году

Закон

Вот и наступил новый, 2019 год!!!
Самое время вспомнить события года прошедшего. Часть 1.

Первая часть посвящена изменениям законодательства Российской Федерации области телекоммуникаций. В целом их можно охарактеризовать как направленные на усиление контроля отрасли со стороны государства и защиту российских сетей от угроз со стороны иностранных спецслужб.

Два ключевых, с нашей точки зрения, события это:

  • Создание указом Президента Российской Федерации №215 от 15.05.2018 года на базе Министерства связи и массовых коммуникаций Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Назначение главой ведомства, Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Носкова Константина Юрьевича.
  • Двухэтапное вступление в силу Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ (так называемого "Закона Яровой"):
    - с 1 июля вступили в силу требования, в соответствии с которыми операторы связи должны в течение 6-ти месяцев обеспечить хранение голосовой информации и текстовых сообщений пользователей услугами связи в полном объеме в течение 6 месяцев.
    - с 1 октября вступили в силу требования, в соответствии с которыми операторы связи должны в течение 30 суток обеспечить хранение сообщений электросвязи (фактически - пользовательский интернет-трафик).

Нельзя не отметить ситуацию с подготовкой запуска в России мобильных сетей пятого поколения.

  • Здесь основная проблема связана с дефицитом ресурса в "низких" диапазонах радиочастот (FR1) и в первую очередь в полосе 3.4-3.8 ГГц. В РФ этот диапазон занят военными, за исключением небольших кусков, локально выделенных группе компаний Freshtel, принадлежащих ПАО "Ростелеком".
  • В конце 2018 года ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР) представило концепцию развития сетей 5G/IMT-2020, разработанную по заказу Минкомсвязи, и включающую в себя идею созданию единого инфраструктурного оператора, с выделением ему всего радиочастотного диапазона. В этом случае совокупные капитальные затраты BIG-4 на развитие 5G составят 73 млрд. руб., против 163 млрд. руб., если каждый оператор будет строить сети 5G самостоятельно. Однако, как идея инфраструктурного оператора скажется на ценах и качестве услуг связи - сказать сложно. Подобный опыт в мире есть разве что только в Белоруси.
  • На прошедшем в конце декабря 2018 года заседании государственной комиссии по радиочастотам (ГРКЧ) было принято решение о выделении отдельных полос радиочастот для реализации так называемых «пилотных» зон сетей 5G. Частоты были выделены в диапазонах 4.8-4.99 ГГц и 27,1-27,5 ГГц неограниченному кругу лиц.

Ну и дальше - по порядку:

1. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.01.2018 №24

«Об утверждении Правил применения оборудования электропитания средств связи»

Приказом, в частности, устанавливаются:

  • требования к оборудованию электропитания средств связи;
  • требования к установкам питания постоянного и переменного тока в составе оборудования электропитания средств связи;
  • требования к выпрямителям в составе установок питания постоянного и переменного тока;
  • требования к преобразователям постоянного напряжения и вольтодобавочным конверторам  в составе установок питания постоянного тока;
  • требования к инверторам в составе установок питания переменного тока;
  • требования к кислотным, щелочным никель-кадмиевым и литиевым аккумуляторам;
  • требования к автономным источникам электрической энергии переменного тока;
  • требования к устройствам ввода, защиты и коммутации переменного и постоянного тока;
  • требования к устройствам непрерывного контроля и управления оборудованием;
  • требования к устойчивости оборудования электропитания средств связи к воздействию климатических и механических факторов.

Не подлежащим применению признается приказ Мининформсвязи России от 03.03.2006 N 21 "Об утверждении Правил применения оборудования электропитания средств связи".

Приказ вступил в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21 октября 2018.


2. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26.02.2018 №86

«Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть IV. Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение и технические средства накопления голосовой информации, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий»

В соответствии со статьями 41 и 64 Федерального Закона от 07 июля 2003г. №126-ФЗ "О Связи" (в редакции "закона Яровой"), пунктом 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005г. №538, определены требования к коммутационному оборудованию операторов:

  • местной, внутризоновой, международной и междугородной телефонной связи,
  • телефонной связи в выделенной сети,
  • подвижной радиотелефонной связи (в том числе при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи),
  • подвижной радиосвязи, выделенной сети подвижной радиосвязи и подвижной спутниковой радиосвязи,
  • связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации,

необходимые для реализации оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

Оборудование технических средств (ТС) ОРМ должно обеспечивать в том числе:

  • активное, либо пассивное подключение к сети связи посредством интерфейсов Ethernet, SDH, PDH;
  • накопление и хранение голосовой информации, статистической информации, текстовых сообщений и информации видеовызовов;
  • возможность доступа с ПУ ОРМ к накопленной информации не позднее, чем через 10 секунд после завершения соединений.

Определены требования к скорости канала передачи данных между ТС ОРМ и ПУ ОРМ УФСБ.
Приведено описание протокола взаимодействия ТС ОРМ с ПУ ОРМ УФСБ.


3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 №445

«Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи»

В соответствии с настоящим постановлением с 1 июля 2018г. операторы связи обязаны хранить голосовую информацию и текстовые сообщения абонентов междугородной, международной, внутризоновой и местной телефонной связи, подвижной радиосвязи,  спутниковой радиосвязи и подвижной радиотелефонной связи на протяжении 6 мес.

Переписка в соцсетях и мессенджерах, контент, скаченный пользователями в глобальной сети Интернет и прочая информация, передаваемая в рамках оказания услуг связи по передаче данных и телематических услуг связи должны храниться с 1 октября 2018г. в полном объеме за 30 суток, предшествующих дате ввода в эксплуатацию систем хранения информации. Емкость последних увеличивается ежегодно на 15% в течение 5-ти лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Сведения хранятся на территории России. Серверы для хранения должны принадлежать операторам, но по согласованию с ФСБ России может быть сделано исключение. Операторы обязаны защищать хранящуюся у них информацию, не допуская несанкционированного доступа к ней.


4. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 13.06.2018 №275

«О внесении изменений в Правила применения оборудования коммутации сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть VI. Правила применения узлов связи с территориально распределенной архитектурой стандартов UMTS и/или GSM 900/1800, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.06.2011 №160»

Приказ вступает в силу 01 декабря 2019 года и разрешает эксплуатацию на сети операторов подвижной радиотелефонной связи стандартов UMTS и/или GSM 900/1800 опорных регистров местонахождения и центров аутентификации (HLR/AuC) только в случае наличия сертификата соответствия средств криптографической защиты требованиям ФСБ России к шифровальным средствам класса КА. Также допускается использование на сети отдельного аппаратного модуля безопасности - HSM Hardware Security Module (HSM), осуществляющим хранение ключей и выполняющим криптографические функции аутентификации абонентов. Создание и тестирование отечественных средств криптографической защиты (HSM) на специально созданных сегментах сети связи будут выполнены в этом году. В Приказе приведено описание протокола взаимодействия HLR с HSM со ссылкой на рекомендацию ETSI TS 133 102 (3GPP TS 33.102).

Предложенные изменения должны увеличить защищённость российских сетей сотовой связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации за счёт внедрения сертифицированных по требованиям безопасности средств криптографической защиты информации. Эта замена необходима для защиты от возможных вредоносных действий зарубежных спецслужб, которые могут использовать центры аутентификации пользователей услугами связи (HLR/AuC) иностранного производства для доступа к сетям связи и передаваемым по ним сообщениям пользователей услугами связи, носящим конфиденциальный характер. Полученная информация может быть использована для нанесения значительного вреда безопасности государства. В применении российской криптозащиты заинтересовано не только государство, но и сотовые операторы связи, так как они могут снизить свои  издержки, связанные с нарушением функционирования сетей связи. Источник - https://nag.ru.


5. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 25.06.2018 №281

«О внесении изменений в Правила применения оборудования радиодоступа. Часть I. Правила применения оборудования радиодоступа для беспроводной передачи данных в диапазоне от 30 МГц до 66 ГГц, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 14.09.2010 №124»

Определены технические требования к протоколам и интерфейсам, обеспечивающим взаимодействие оборудования доверенного (TWAN) и недоверенного (UTWAN) радиодоступа для беспроводной передачи данных, отличного от стандартов GSM 900/1800, UMTS, LTE (далее - non-3GPP) с ядром сети LTE, включая протоколы MIPv4, PMIPv6 и GTP, используемые при взаимодействии TWAN со шлюзами S/P-GW; интерфейса Gxx, используемого между TWAN и PCRF; протоколов Diameter, EAP-AKA, EAP-AKA' на интерфейсах STa/SWa между TWAN/UTWAN и 3GPP-AAA.


6. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22.06.2018 №315

«О внесении изменений в Правила применения абонентских терминалов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE и его модификации LTE-Advanced, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.06.2011 №128»

Для абонентских терминалов LTE определен ряд параметров LTE-Advanced Pro, специфицированного в релизах 13 и 14 рекомендаций 3GPP и представляющего собой эволюцию стандартов LTE и LTE Advanced, включая параметры абонентских терминалов стандарта LTE-Advanced Pro в режиме NB-IoT.


7. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 25.06.2018 №319

«Об утверждении Правил применения оборудования коммутации сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть VII. Правила применения оборудования коммутации стандарта LTE.»

Действующие Правила применения, утвержденные Приказом Минкомсвязи РФ от 06.06.2011 №130, с последующими изменениями, утвержденными пунктом 3 Приказа Минкомсвязи РФ от 14.12.2015 №543, отменены.

Определены требования к оборудованию коммутации стандарта LTE для взаимодействия с беспроводным доступом, отличным от стандартов GSM 900/1800, UMTS, LTE (далее - non-3GPP) и принадлежащим домашнему или визитному оператору сети подвижной радиотелефонной связи (далее - доверенный беспроводный доступ TWAN) или принадлежащим другой сети связи общего пользования (далее - ненадежный беспроводный доступ UTWAN). С этой целью описаны требования к новым элементам сети: 3GPP AAA сервер/прокси, ePDG (оборудование, реализующее функции доступа к оборудованию коммутации стандарта LTE из сети Интернет при использовании доступа UTWAN), протоколам MIPv4, PMIPv6, DSMIPv6, IKEv2, IPSec, EAP-AKA, EAP-AKA' и сетевым интерфейсам S2a, S2b, S2c, S6b, SWx, Gxa, Gxb, Gxc, SWx, SWa, SWd, SWm, STa; сформулированы дополнительные требования к MME, S/P-GW, PCRF, а также существующим протоколам и интерфейсам.

По аналогии с сетями GSM/UMTS с 01 декабря 2019 года разрешается эксплуатация серверов абонентских данных и центров аутентификации (HSS/AuC) сетей LTE только в случае наличия сертификата соответствия средств криптографической защиты требованиям ФСБ России к шифровальным средствам класса КА. Также допускается использование на сети отдельного аппаратного модуля безопасности - HSM Hardware Security Module (HSM), осуществляющим хранение ключей и выполняющим криптографические функции аутентификации абонентов.


8. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 07.06.2018 №265
Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17.07.2018 №369

«О внесении изменений в Методику расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, утвержденную приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.06.2011 № 164»

На 2018 год повышены ставки для расчета разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. С 01.01.2019 ставки возвращаются к исходным значениям. При этом повышение проводилось в два этапа - сначала приказом №265 и затем приказом №369.

Плата Действует до 31.12.2017 Действует до 31.12.2018
(приказ №265)
Действует до 31.12.2018
(приказ №369)
Действует с 01.01.2019
Разовая для радиотехнологий сотовой связи 70 000 руб. 102 200 руб. 140 000 руб. 70 000 руб.
Разовая для иных технологий 300 руб. 438 руб. 600 руб. 300 руб.
Ежегодная для радиотехнологий сотовой связи 264 000 руб. 385 440 руб. 528 000 руб. 264 000 руб.
Ежегодная для иных технологий 1 400 руб. 2 044 руб. 2 800 руб. 1 400 руб.

9. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 29.10.2018 №572

«Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть VI. Правила применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE и его модификации LTE-Advanced»

Начало действия документа - 27.05.2019 (в соответствии с пунктом 3 вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 27.11.2018).

Отменены действующие Правила применения, утвержденные Приказом Минкомсвязи РФ от 06.06.2011 №129 с последующими изменениями и дополнениями.

Для базовых станций и ретрансляторов стандарта LTE определен ряд параметров LTE-Advanced Pro, специфицированного в релизах 13 и 14 рекомендаций 3GPP и представляющего собой эволюцию стандартов LTE и LTE Advanced, включая параметры абонентских терминалов стандарта LTE-Advanced Pro в режиме NB-IoT.

Определены новые частотные бэнды:

Номер диапазона Диапазон рабочих частот в DL Диапазон рабочих частот в UL Режим дуплекса
45 1447 - 1467 1447 1467 TDD
46 5150 - 5925 5150 - 5925 TDD
65 1920 - 2010 2110 - 2200 FDD
66 1710 - 1780 2110 - 2200 FDD
67 - 738 - 758 FDD
68 698 - 728 753 - 783 FDD

10. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 29.10.2018 № 573

"Об утверждении Требований к техническим и программным средствам информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, а также информацию о пользователях услугами связи и о предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий"

В соответствии со статьями 41 и 64 Федерального Закона от 07 июля 2003г. №126-ФЗ "О Связи" (в редакции "закона Яровой"), пунктами 4 и 12 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005г. №538, пунктами 5-8 Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2018г. №445 определены требования к информационным системам операторов связи, задействованных в реализации оперативно-розыскных мероприятий (ИС ОРМ), посредством которых осуществляется сбор, накопление, хранение и предоставление доступа со стороны ПУ УФСБ к:

1) Информации об абонентах.
2) Информации о предоставленных услугах связи, включая запросы, не приведшие к установлению соединений.
3) Информации о текстовых, голосовых и мультимедийных сообщениях, включая сообщения, не доставленные конечному адресату.
4) Голосовой информации, текстовым сообщениям, изображениям, звукам, видео и пр., передаваемым по сетям связи в рамках оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, телематических услуг связи, а также услуг связи по предоставлению каналов связи.

Пункты 1-3 здесь отражают требования к информации об абонентах и фактах оказанных услуг, доступ уполномоченных лиц к которой предоставляется в рамках СОРМ-3 (системы технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий №3). Появление данных требований операторы ожидали фактически с 2005 года (с момента выхода постановления Правительства РФ от 27 августа 2005г. №538). Сегодня реализация требований данного постановления осуществляется на основании частных технических требований и предпочтений конкретных управлений ФСБ. Срок хранения такой информации составляет 3 года.

Пункт 4 отражает требования к информации, передаваемой по сетям передачи данных и сдаваемым в аренду каналам связи, доступ уполномоченных лиц к которой предоставляется в рамках "закона Яровой". Срок хранения такой информации определяется пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 №445 и на этапе ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию составляет 30 суток с последующим ежегодным увеличением на 15% в течение 5-ти лет.

Определены состав накапливаемой информации, требования к интерфейсам взаимодействия ИС ОРМ с ПУ ОРМ УФСБ, требования к защите от несанкционированного доступа и т.д.


11. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 № 1310

"О внесении изменений в Правила оказания услуг телефонной связи"

В настоящем постановлении:

  • уточнен перечень документов, необходимых для заключения договора на оказание услуг телефонной связи, а также форма заключения договора;
  • уточнено понятие дополнительного абонентского номера сети местной телефонной связи, используемого для переадресации входящих вызовов;
  • введена обязанность оператора подвижной радиотелефонной связи приостанавливать оказание услуг связи как физическим, так и юридическим лицам при не предоставлении ими достоверных сведений о пользователях услугами связи;
  • введена обязанность оператора подвижной радиотелефонной связи проверки достоверности предоставленных сведений о пользователях услугами связи;
  • введено право пользователя услуг связи абонента - юридического лица при ликвидации данного юридического лица обратиться к оператору с заявлением о заключении договора с сохранением абонентского номера.

12. Федеральный закон от 11.12.2018 № 465-ФЗ

"О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О связи"

Настоящий Федеральный закон обязывает пользователей радиочастот устанавливать необходимое для их использования оборудование в течение 30 дней со дня его регистрации и в том месте, которое было указано в заявке.


13. Федеральный закон от 27.12.2018 № 527-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона "О связи"

Настоящим Федеральным законом отменен внутрисетевой роуминг на территории Российской Федерации. Теперь операторы подвижной радиотелефонной связи обязаны применять единые тарифы вне зависимости от региона, в котором находится абонент (не путать с национальным роумингом, когда абонент одного оператора регистрируется в сети другого оператора, не покидая территорию России, например, абонент Екатеринбургского "Мотива" в сети "МегаФон" - Москва).

Второе изменение, внесенное законом, отменяет оплату входящих соединений при нахождении абонента в национальном роуминге.

Публикация: 
10 января 2019
Новости по категориям: